ГлавнаяarrowМартиролог
Капитан 1 ранга Поляков Борис Александрович

Капитан 1 ранга Поляков Борис Александрович


01 июня на 81-м году жизни скончался капитан 1 ранга Поляков Борис Александрович –  известный и уважаемый офицер подводного флота. Борис Александрович родился 18 февраля 1941 года в Гатчине. В 1966 году окончил Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф. Э. Дзержинского. Был распределен на атомные подводные лодки Краснознаменного Северного флота, совершил несколько дальних походов, в том числе в феврале 1972 года на атомной подводной лодке "К-19" проекта 658 под командованием капитана 2 ранга Виктора Павловича Кулибабы.   Уже тогда первый советский атомный ракетоносец после тяжелой радиационной аварии имел на флоте прозвище «Хиросима».


Капитан 1 ранга Поляков Борис Александрович 24 февраля, когда лодка возвращалась с боевого патрулирования в Северной Атлантике, на глубине 120 метров в 9-м отсеке произошло возгорание масла, распыленного из микротрещины в трубопроводе судовой гидравлики. Пожар развивался стремительно, так как повреждение получила ещё и одна из магистралей воздуха высокого давления, «раздувавшая» огонь. Лодке удалось всплыть на поверхность, где бушевал шторм, однако тем временем ядовитые продукты горения и пламя распространились в смежный 8-й отсек, где размещен пульт управления главной энергетической установкой. Реакторы, предотвратив возможный взрыв, удалось заглушить. Дизель-генераторы по разным причинам не заработали и корабль остался в штормовом море без энергоснабжения и хода, дрейфуя в тысячах миль от родных берегов. На борту – продолжается пожар, есть погибшие и пострадавшие, отсеки загазованы, возможно распространение огня и в 10 отсек, где в торпедных аппаратах «изделия» с сотнями килограммов взрывчатки, а в случае заполнения концевого отсека водой, лодка сразу потеряет остойчивость…
          Но в этом отсеке в момент аварии оказались настоящие подводники. Капитан-лейтенант Борис Поляков возглавил борьбу за живучесть, сразу загерметизировал отсек, когда стало понятно, что выход без помощи извне невозможен, организовал несение вахты, помощь пострадавшим, сбор и использование всех ресурсов жизнеобеспечения. Двадцать трое суток в условиях темноты, приполярного холода, жесточайшей качки и отсутствия продуктов - 12 моряков боролись за свой корабль и за себя!  К спасательной операции было привлечено до 30 кораблей и судов, но заменить или помочь двум офицерам, трём мичманам и семерым морякам срочной службы из 10-ого отсека эта эскадра ничем не могла! Только 18 марта стихший шторм позволил одной из аварийных партий пробиться к ним сквозь выгоревшие завалы…  Героев выводили, завязав от ослепляющего дневного света глаза, через третий, центральный отсек…  
          И в дальнейшем, Борис Александрович, служил на должностях, требующих особого мужества и высочайшего профессионализма. Прошел подготовку и активно участвовал в освоении глубоководной техники флота. Служил увлеченно, самоотверженно и … удивительно скромно. О своём подвиге на «К-19», по свидетельству сослуживцев, разговоров избегал.  И оценку этого легендарного корабля, данную нашим Главкомом Владимиром Николаевичем Чернавиным: «Таков удел первопроходцев, таков удел храбрецов!» относил сугубо к своим товарищам. И это при том, что на его примере воспитаны новые поколения российских подводников.
          Выйдя в запас, активно включился в общественные дела, поддержав создание в родной Гатчине городского Морского собрания.  Дал два или три интервью журналистам и написал небольшую автобиографическую повесть, пронизанную заботой о будущем. Несмотря на тяжелейшие события, о которых вспоминал, впечатление умел оставить доброе, оптимистичное.
Светлая память о замечательном моряке-подводнике, подлинном герое «холодной войны» и достойном гражданине Отечества, навсегда сохранится в наших сердцах.
          Выражаем соболезнование сослуживцам, родным и близким покойного.

Союз моряков-подводников

Назад


Портал основан в 2009 году

Разработка - TANAIS Gr

Cемь футов под килем.