ГлавнаяarrowНовости
Китайский синдром

Китайский синдром



    «Говори откровенно,
и лжец от тебя убежит»
У.Блейк (1757-1827г.г.),

    Английский поэт




       Взяться за написание этого очерка меня «вдохновили» широко распространяющиеся слухи о том, что мы (Россия) подвергаемся медленной китайской экспансии. При анализе появляющихся статей об этом явлении, приходишь к выводу, что все они, в общем-то, об одном и том же, т.е. производстве различной овощной продукции и заготовках леса. Причём, это подается, как будто всё захватывается незаконно, и даже нелегально.
       Когда где-то в СМИ появляются об этом заметки, а на ТВ целые сюжеты, то всё местное руководство вроде бы не причём и для них это, как «гром среди ясного неба». Однако, оговоримся сразу о том, что китайцы на нашей земле не могут появляться нелегально, т.к. квоты на трудовых мигрантов (сельхозработник) утверждаются Правительством РФ и выдаются по просьбе Губернаторов и Руководителей субъектов Российской Федерации.
       Дальше только по договоренностям и с разрешения местных администраций они могут заниматься оговоренной, т.е. разрешенной, производственной деятельностью на выделенных земельных (лесных) участках территории района (муниципалитета и т.д.). Таков закон Российской Федерации. Поэтому невинный вид руководителей местной и всякой другой власти, это всё от лукавого.
       Как это делается на самом деле, рассмотрим ниже.
          С середины текущего года администрацией субъекта федерации (главный – ФМС) начинается сбор потребности в китайской (или другой) рабочей силы от различных держателей собственности (земли, лесов и т.д.) че-рез всю структуру власти на следующий год. К примеру, главе сельского поселения обращается кто-то «сверху» и говорит: «Возьми 30-40 китайцев и дай им 1000 гектаров земли. Ежемесячно они будут отдавать в кассу 3 миллиона рублей. У них всё с собой есть». У Главы поселения работы никакой нет, работать, как китайцы ни-кто не хочет, а годовой бюджет – 15 млн. рублей. Спрашивается, а кто от такой «лафы» откажется? Ответ – никто! Таким образом, получив согласие от нескольких (может быть и десятков) местных руководителей на приезд китайцев, формируется заявка на трудовых мигрантов от субъекта Феде-рации. По этим заявкам на следующий год начинает прибывать разрешённая рабсила, сколько с ними прибудет нелегалов, неважно. Вот таким об-разом и происходит «экспансия» нашей земли при согласии и поддержке всех уровней нашей власти.
       Если всё это делалось бы цивилизованным образом: заключался коллективный трудовой договор; обговаривались условия землепользования (экология, севооборот и т.д.); включались в состав работающей бригады китайцев сельчане; создавались приемлемые бытовые условия и т.д., то кто бы возмущался и плакался от такой «экспансии». Однако у нас всё наоборот, всем глубоко безразлично, что они будут делать и как, лишь бы заносили обещанные 3 или больше млн. рублей.
       Когда эта тема поднимается на китайской стороне (в КНР), то всегда получаем ответ: «Мы их не инструктируем варварски уничтожать землю, леса и т.д., а наоборот наставляем всё делать цивилизованно. А то, что вы сами не предпринимаете никаких действий в этом направлении, так это ваши проблемы». И они совершенно правы. Китайцы работают, и очень много, по всему миру, и везде, кроме России, с ними налаживаются дело-вые и взаимовыгодные отношения. Иногда просто поражает наша инфан-тильность в этом вопросе, даже простые вещи мы не можем контролировать, а именно – кто законно находится, а кто нет на трудовом участке.
        Обычно все чиновники говорят, что это сплошная мафия и т.д. и т.п., управы на них нет, что делать мы не знаем.
        Есть в ответ на это положительные примеры, но их очень мало, и они, как правило, существуют вопреки сложившейся ситуации ничегонеделания, т.к. в действительности нет ни одного юридического конфликта, в ко-тором бы пришлось разбираться на высоком официальном уровне, как с Китаем, так и с Россией, т.к. если местное руководство начинает устанавливать с китайцами нормальные отношения (требовательность, контроль и т.д.) они наоборот только радуются, потому что от плохой среды обитания (враждебности населения, воровства и т.д.) они не испытывают удовольствия. Так что нам мешает использовать китайскую рабочую силу на обоюдовыгодных условиях? Только лень, безответственность и безнаказанность! Тем более, что КНР очень заинтересована в увеличении закупок в России различных сельскохозяйственных продуктов. В дополнение к вышесказанному. Сейчас много разговоров о, якобы, стратегическом партнёрстве между Китаем и Россией, основываясь на тесных и дружеских от-ношениях между В.В.Путиным и тов. Си. Всё это так, но перспектив у этого партнёрства, особенно в экономической сфере нет, т.к. между нами существует громадная идеологическая и мировоззренческая пропасть. Она имеет несколько неразрешимых на сегодняшний день противоречий:
- во-первых, у КНР есть идеология и цель развития, они строят социализм с китайским лицом и двигаются к коммунистическому обществу, альтернативы которому ещё никто не придумал, а куда мы двигаемся до сих пор неизвестно;
- во-вторых, у них плановая экономика, и есть план на 50 лет вперёд, а у нас якобы нацпроекты и поручения;
- в-третьих, у них есть действительно правящая КПК, которая всё определяет, осуществляет и контролирует, а наша «Единая Россия» что делает;
- в-четвёртых, они, в отличие от нас, не отказываются от своей тысячелетней истории, а извлекают из неё всё лучшее и реализуют в настоящем, чтобы не получить ошибок в будущем.
       Как преодолеть эти противоречия? А ведь есть ещё одно препятствие в этом деле, мешающее нам сотрудничать. У нас самое большое количество смешанных предприятий в России с ФРГ, Францией, Италией и др., и меньше всего с Китаем, почему? Ответ до банальности простой; китайцы говорят, что в любом совместном бизнесе, у нас всё разворуют, т.к. коррупция везде. В Китае, наших совместных предприятий больше чем в Рос-сии именно по этой причине. Там сильно не наворуешь: либо тюрьма или расстрел за хищения в особо крупных размерах с конфискацией имущества, как это было у нас, в СССР. Представить ситуацию, в которой жена градоначальника стольного града обеспечивает город бетонной плиткой и бордюрным камнем на миллиарды рублей в год, в Китае невозможно. Оба, или уже в тюрьме на большие сроки с конфискацией имущества, или расстрел при особо крупных злоупотреблениях властью. У нас такие при-меры по всей России. Вопрос, и кто с такой системой Госуправления будет сотрудничать? Так что не надо валить с больной головы на здоровую. Я знаю Китай лично с 1992 года, когда впервые побывал там с официальной делегацией. После этого мне пришлось посетить КНР еще 6 раз, в период с 2009 по 2019 год. По возвращении из Китая домой я поочерёдно написал три очерка с таким названием, но т.к. за прошедшие 30 лет, с моего первого посещения Китая, очень много чего произошло, то я объединяю их под одним заголовком, и предлагаю читателю.
       Нет нужды подробно расписывать, в какой ситуации мы оказались в 1992 году, хотя молодым россиянам, как их тогда называл Б.Ельцин, это было бы полезно. Однако о той поре много написано, и я не буду повторяться, а попробую коротко рассмотреть в сравнении нас и Китай в том году.
       Для понимания уясним следующее:
Уровень экономического развития по основным показателям (ВВП) в начале 90-х готов у России и Китая был примерно одинаков. Однако Ки-тай, ежегодно вкладывающий по 40% своего ВВП в обновление основных фондов, сделал громадный рывок вперёд, (в 10 раз), а мы сократили свой ВВП в два раза. Итак, в августе 1992 года мне пришлось участвовать в одной служебной поездке в Китай. Предстояло посетить три города – Суньфейхэ, Муданьцзян и Харбин. Из города Владивосток наша делегация на автобусе прибыла в г Пограничный (на границе с КНР), где мы пересели на поезд, который доставил нас в Суньфейхэ. По делам мы были там трое суток, и у меня была возможность посмотреть город. В то время это был совершенно захудалый городишко, в котором кипела челночная торговля. Асфальтированных дорог было мало, вдобавок прошли ливне-вые дожди, в августе это бывает часто, и кругом была сплошная грязь. Однако, что поражало, так это развёрнутое грандиозное строительство. Везде что-то сносили, тут же строились новые здания, ремонтировались и асфальтировались дороги и тротуары, высаживались кустарники и деревья. И этот строительный бум, имею право утверждать, сам видел, продолжается в Китае и до сих пор.
Через три дня мы на автобусе поехали в г. Муданьцзян. Накануне бы-ли сильные дожди, дорога до города была грунтовая, местами размытая, но по всей её длине трудились дорожные рабочие. Одни на тачках и но-силках подвозили и подносили глину и песок, другие их разбрасывали, заделывая ямы и т.д., следующие утрамбовывали. На нашем обратном пути дорога была практически идеальной. Сейчас эта трасса полностью заменена на новую, построенную по последним достижениям строительно-дорожной индустрии.
Муданьцзян, город гораздо больше, чем Суньфейхэ и более благоустроенный, но и там кипело строительство. Нам было очень не по себе от этой картины, так как, в России всё стояло и начинало разрушаться, а в Китае наоборот, чувствовался во всём подъём. Об этом нам говорили и китайцы, с которыми приходилось общаться по делу службы. Они с удовольствием показывали свои планы реконструкции, строительства и благоустройства, утверждая, что всё будет выполнено.
После Муданьцзяна мы на поезде поехали в г. Харбин, столицу провинции. Из окна было видно, как все равнинные места были засеяны пшеницей, соей, фасолью и др. с/х культурами. Я уже отмечал, что это был август, и конечно в сравнении с видами из окон поезда «Москва – Владивосток», впечатление было не в нашу пользу. Харбин, особенно не впечатлил, обычный провинциальный центр с населением около 3-х млн. чело-век, но уже везде торчали строительные краны, переделывались дороги, благоустраивались территории и копошился трудовой китайский народ. На встрече с руководством города, нам показали макет нового Харбина, который они создадут через 10 лет. Меня особенно поразило то, что у них не было никакого сомнения в реальности этого плана. Мне через 23 года пришлось побывать в г. Харбин, но об этом немного ниже.
        В ту поездку, а она была продолжительностью 10 дней, у меня сложилось впечатление о небольшой части Китая (провинция Хэйлунцзян), как о чём-то невероятном, так как я, как и все, считал, что Китай - это что-то отсталое и неразвитое. Увиденное совершенно удивило всех нас. Наше Приморье, по климатическим и географическим показателям сравнимо с этой провинцией Китая. Такие же долины, сопки, такие же речки и ливне-вые дожди, но если у нас после ливней всё затапливается, то у них такая система ирригации, что практически поля не заливаются. Все участки земли, которые могут быть использованы для растениеводства, употреблены в дело с необычайной эффективностью. Уже тогда нам было обидно за такое сравнение.
        С годами это сравнение стало ещё больше не в нашу пользу. У нас сейчас более 40 миллионов гектаров старопахотных земель заброшены, и мы ежегодно импортируем продовольствия на сумму более 30 миллиардов долларов.
    В качестве небольшого отступления. Спрашивается, кто мешает нам совместно с китайцами обрабатывать эти земли на обоюдовыгодной основе на самом современном опыте использования сельскохозяйственных угодий, подразумевающего комплексное освоение прилегающих территорий (создание животноводческих ферм, перерабатывающих предприятий и т.д.). Ведь это: и занятость населения; и строительство новой инфраструктуры; и хорошие поступления денег в местные бюджеты; и прирост населения, и т.д., нам на сегодняшний день это и нужно. Начать можно с малого, организовать несколько таких совместных предприятий, сделать их образцово - показательными и далее распространять опыт, о чём я выше написал. Китайская сторона это постоянно предлагает, но мы к этой идее относимся до сих пор отрицательно. Почему? Да потому, что уровень коррупции у нас в этом деле запредельный, а с китайцами на официальном уровне особенно не наворуешь.
Уровень жизни в то время у китайцев был не очень высок, но вся еда и одежда были очень дешёвы, чем население Приморского и Хабаровского краёв успешно пользовалось. Челноков было везде очень много. В Китай везли различные изделия из металла, предметы антиквариата, и всё это обменивалось на ширпотреб (обувь и одежду), который в России продавался уже в несколько раз дороже. На доллары США можно было купить всё, что душе угодно. И это в Китае, в 1992году. Для нас, особенно для меня, так как я к этому времени побывал более чем в 20 иностранных гос-ударствах и имел представление об уровне развития различных стран, это был шок. Я видел качественные китайские товары (одежду, обувь, спортивные костюмы и т.д.) на прилавках в магазинах Адена, Джибути, Виктории, Сингапура, Дели, Лондона и др. в конце 80-х и начале 90-х годов, но не представлял, что этого добра и в Китае навалом.
Таким образом, уже можно сформулировать несколько выводов из полученных наблюдений в той моей первой поездке в Китай.
1.    Увиденное изменило мои взгляды на Китай кардинальным образом. Я знал, что они развиваются, но не мог представить темпов этого развития.
2.    Поразительное трудолюбие китайского народа и его дисциплинированность вызывали уважение. Все трудились с энтузиазмом и уверенностью в завтрашнем дне.
3.    Взаимодействие различных способов производства (частные, коллективные, кооперативные и др.), осуществляется под твёрдым руководством КПК и направлено к достижению единой цели государства.
4.    Опора на лучшие мировые достижения и воспитание своей интеллигенции (технической, научной, образовательной, медицинской и т.д.), позволяет воспитывать совершенно новых китайцев и строить свой Китай.
5.    Очень заметен позитивный, оптимистический настрой во всех слоях населения. Везде повсеместная работа по борьбе с грязью, лозунг советский: «Чистота – залог здоровья».
6.    Несмотря ни на что, ощущается дружелюбное отношение к России, в то время ещё не осознанное, так как СССР перестал существовать совсем недавно.
Общим выводом я считаю то, что идеи социализма в Китае приняли свои видоизменённые формы, которые демонстрируют вполне впечатляющие хорошие результаты во всех сферах. И вот прошло 29 лет с той поездки. Что стало с Россией, пояснять не нужно. За это время кто только не был в Китае от разных партий и почти всех министров Правительства РФ, включая и первых лиц государства, якобы для изучения китайского опыта. Видимо их опыт для нас не годится, так как у нас всё по-другому. Они продолжают строить социализм, а мы дикий капитализм.
В марте 2009 года я посетил Китай в составе делегации по строительным делам, и опять хочу поделиться с читателями своими впечатлениями и наблюдениями, полученными в течение 15 дневной поездки. Перелёт из Москвы до Пекина прошёл быстро и приятно. Столица Китая встретила весенним теплом и начавшими зеленеть деревьями. Аэропорт особенно не впечатлил, но приятно удивил быстрым получением багажа. Переезд в гостиницу («Гонконг») не был омрачён пробками, новая трасса (платная) обеспечивает быстрое достижение центра города. Гостиница расположена практически в старом центре Пекина и окружена 5, 9 и 12 этажными зданиями, напоминающими наши, такие же панельные и кирпичные. Центр Пекина перестраивается очень медленно, берегут старину, а окраины за-страиваются по современным архитектурным проектам очень быстро. В Пекине я был суммарно 3 суток, и за это короткое время у меня остались следующие впечатления.
       Во-первых, поражает то, что тротуары, проезды к домам и проезжая часть дорог совершенно не заставлена припаркованными автомобилями.
       Во-вторых, все мало-мальски широкие дороги имеют велосипедные дорожки и на них, как ни странно, никто не паркуется.
       В-третьих, поражает чистота практически везде, и это впечатление осталось у нас и от других городов, где нам пришлось побывать.
Один из нас всё время спрашивал: ну покажите мне где-нибудь грязь, я ведь должен о каких-нибудь недостатках рассказать дома. «Обидно», но такой грязи мы нигде не видели.
       В-четвёртых, дружеское отношение принимающей стороны к нам не просто удивляло, но и вызывало какое-то чувство зависти. Может быть это связано с тем, что китайцы, с кем мы постоянно общались, почти все в своё время учились в СССР. В плане отыскания, какого-либо недостатка, можно отметить, что над Пекином, практически всегда, стоит смог. Однако китайцы убедительно говорят, что с этой проблемой они справятся, и я верю в это.
       Следующим городом нашего посещения была курортная столица Китая – г. Санья, на о Хайнань. Из сравнительно прохладного Пекина оказаться в жарком тропическом климате, через три часа полёта, очень приятная процедура. Разместили нас в одном из отелей, расположенных один за другим вдоль всего побережья города, а это побережье растянулось на более чем 70км. Так как прилетели поздно вечером, с городом начали знакомиться на следующий день. Главное впечатление – такой красивой застройки с соблюдением природного ландшафта и выполнением всех эко-логических требований, по моему мнению, больше в мире нет. Мы жили в Санье 7 дней, за это время были везде: в частных компаниях, в муниципальных и государственных учреждениях, в общественных местах и в местах отдыха и развлечения туристов со всего мира. Таких темпов строительства я до этого не видел, и что особенно важно все строительные мате-риалы практически китайские и высокого качества. Наши специалисты всё время задавали вопрос, почему у нас китайские товары плохого качества, они отвечали – видимо не у тех покупаете. По нашим оценкам, в скором времени этот курортный город на
о. Хайнань будет самым посещаемым в мире, и вот почему:
-  круглогодичное тёплое Южно–Китайское чистое море;
-  прекрасные загородные экскурсионные маршруты;
-  сравнительно дешёвая пища (разнообразная);
-  все отели находятся на расстоянии 200-300 метров от морского берега и прекрасных песчаных пляжей;
-  практически полное отсутствие какой-либо преступности, отдых совершенно безопасен.
        Последний аргумент, по моему мнению, самый весомый. Мы нигде не видели присутствия полиции, но порядок везде идеальный, и это относится ко всем городам, где мы были. Утром и вечером большие группы людей, школьников, студентов и жителей города на берегу моря и в прилегающих скверах, дружно занимаются физическими упражнениями. Это мы наблюдали и в других городах, и сопровождающие китайцы сказали нам, что это уже стало нормой в Китае. В Санье проживает более 5 млн. человек, но эта масса людей совершенно не ощущается, так как все улицы широкие, а автомобили не загромождают подъезды к домам и отелям.
        Неделя пролетела быстро и мы в очередной раз перелетели с юга на север, в другой город – Чжандянь, провинция Шаньдун, на Западном побережье Жёлтого моря. Опять же в качестве ремарки: подлетая к городу, трасса самолётная проходила над р. Хуанхэ до её устья (дельты). Я уже отмечал, что эта поездка в Китай была во второй половине марта, в этой провинции также выпадает много снега, однако затопленных территорий мы (я) не видели. И хочу ещё раз подтвердить, что китайцы за прошедшие 20 лет, практически устранили эту угрозу, в отличие от нас. Здесь мы бы-ли два дня. Город промышленный, очень много современной застройки, всё заасфальтировано, везде свежие посадки туй, кедров, сосны и других деревьев. В этом городе мы наблюдали очень поразительную, для нас, картину. Нам по делам нужно было с утра на целый день уехать из города на объект, расположенный в пригороде. Выездное шоссе только недавно было заасфальтировано, кое-где продолжались работы по установке рекламных щитов, а с правой и с левой стороны дороги копошилась масса трудового люда. Они разбрасывали землю, разбивали клумбы, копали ямы для деревьев и кустарников и т.д. и т.п. Полоса работы, как с одной, так и с другой стороны была метров 50 шириной.
Возвращались мы уже в сумерках и увидели потрясающую картину – все полосы были благоустроены. В 2 – 3 метрах от дороги высажены маленькие туи, на расстоянии 1–1,5 метра друг от друга, далее, метров через 5, ряд сосен, за ними, в следующем ряду – кедры. Между посадками деревьев разбиты клумбы, где в разного размера горшках торчали какие-то цветы. Всё, на протяжении почти 2-х км., было сделано за один световой день. Вот нам бы такие темпы. Я живу на проспекте Маршала Жукова, который более 5 лет реконструировался, при этом вырубили более 5 тысяч разных деревьев, и до сих пор ничего не восстановлено.
       Увиденное нас всех морально подавило. Обычно мы всегда обменивались впечатлениями от увиденного, а на этот раз мы дружно молчали, так как сказать было нечего. На следующий день с утра мы на трёх автомашинах отправились в следующий город – Яньтай, этой же провинции. Это большой, портовый город с населением более 7 млн. человек. Нам пред-стояло проехать около 300 километров по равнинной территории. Дорога между г. Чжандянь  и г.Яньтай очень хорошая, в каждом направлении по 4 полосы движения, асфальтированная. По обочинам – лесопосадки, в каж-дый населённый пункт современные съезды и разъезды, а их нам попалось более 20, через некоторые мы проезжали, мимо других проскакивали.
Несколько слов о дорогах в Китае: основное впечатление такое – все дороги построены и строятся с соблюдением всех особенностей конкретного района: климатических, геолого-географических и др., технология строительства самая современная. И китайцы чётко выполняют своё обе-щание – в каждую деревню асфальтированная дорога и такая же цен-тральная улица. В отличии от наших дорожных пейзажей, в Китае все земли ухожены. Повсеместно мы наблюдали длиннющие теплицы, в которых, как нам сказали сопровождающие, выращивались помидоры, огур-цы, перец, клубника и др. овощи и зелень. Склоны небольших холмов и возвышенностей представляли из себя сады, это росли груши и знаменитые китайские яблоки «Фуджи». Провинция Шаньдун является основным их производителем.
Город Яньтай расположен на побережье среди сопок и холмов, его можно сравнить с нашими г.Петропавловск-Камчатский, г.Владивосток и г.Севастополь. Однако есть очень большое различие – на сопках и холмах дорог нет, все микрорайоны города соединены друг с другом 8-ю тунне-лями. Поверь, читатель, мы прожили там 5 дней, объездили весь город, все дороги на загляденье, туннели просто шикарные, все микрорайоны отличаются друг от друга, как застройкой, так и озеленением. Пробок автомобильных нигде нет, причём машин не меньше чем в наших крупных городах. Очень показательно то, что такого сервиса, как у нас «бомбилы», в Китае не существует, есть только такси, автомобиль-такси в каждом городе имеет свою раскраску. Я уже отметил, что Яньтай, город портовый и одновременно – промышленный, т.е. много заводов и фабрик различного назначения, но все они расположены за пределами городской черты. Город продолжается развиваться как вширь, так и за счёт рекультивации старых застроек в самом городе. Все новые застройки очень продуманны; широкие дворы, удобные подъездные пути, оборудованные надземные и подземные парковки для автомобилей, 100% домов имеют удобные подъезды и съезды для инвалидных и детских колясок.
       Нужно отметить, что в Китае новая застройка ведётся по квартальному принципу, как правило, это микрорайон – на 10 тысяч жителей. В нём будет всё: школы, больницы, поликлиники, детские сады, ясли, спортплощадки, зоны отдыха, различные магазины. И это всё по единому плану. Городские власти не дадут разрешение на застройку, пока к разработан-ному проекту не будет, в масштабе, представлен макет микрорайона. И будьте уверены, отступлений не будет. Я видел макеты, и как было построено, и подробнее расскажу ниже. Что удивительно, каждый квартал имеет один общий въезд с пропускной системой, т.е. чужой не заедет без контроля. Городская инфраструктура очень современная и красивая, много магазинов и других заведений, облегчающих жизнь китайцев и их гостей.
Через 4 года мне пришлось вновь побывать в КНР с 23 апреля по 5 мая 2013 года, и я коротко об этом расскажу. Моё посещение началось с Шанхая, я прилетел вечером, разместился в гостинице «SOFITEL», пере-ночевал, и с утра началась моя поездка по городу. Свои впечатления за-пишу дефисно для более ясного понимания:
    по городу ездил целый день (встречи, переговоры и т.д.), жителей более 30 млн. человек, автомашин тоже много, однако мы не стояли ни в одной пробке, т.к. Шанхай опоясан кольцевой эстакадной дорогой и крест на крест через весь город две эстакадные магистрали;
    город очень зелёный везде, где нет деревьев - разбиты клумбы и выставлены в горшках цветы и другие растения;
    у всех дорог есть выделенные велосипедные дорожки, как правило, отделённые от основной трассы;
    автомашины на тротуарах, газонах, пешеходных дорожках не стоят;
    старые кварталы в центре города не сносятся, а только реставрируются. Мне с 18 этажа гостиницы это очень хорошо было видно;
    город застраивается очень красивыми зданиями, набережные реки Хуангпу все обустроены и с них очень красивые виды;
    город заполнен туристами, и им есть, где вкусно и дёшево поесть;
    полиции не видно, автоматчиков перед входом в официальные здания и внутри – нет;
    с такси проблем нет: куда ни посмотришь – везде они.
       Вечером я перелетел из Шанхая в другой город – Вэйхай провинции Шаньдун, это был основной пункт моего визита в Китай. Вэйхай – город-порт, население – 3,5 млн. человек, бурно развивающийся город-технопарк. Я присутствовал там, на презентации нового Вэйхайско-Российского индустриального парка – это огромная пустая территория, примыкающая к морю, выделенная городом для реализации этого проек-та. Презентацией руководил министр строительства КНР и Мэр города Вэйхай, он же и секретарь городского комитета компартии. Мне показали макет этого парка и сказали – через 3 года всё будет построено, т.к. это решение Правительства КНР, и то, что это будет сделано, у меня не было никаких сомнений. В подтверждение этого приведу следующий пример. В 2009 году в городе Яньтай мне показали пустырь на окраине города на берегу моря, там раньше располагалась военная РЛС, она устарела и её снесли, а территорию отдали местным властям. Они решили построить на этом месте микрорайон на 10 тысяч человек с различными по этажности зданиями от коттеджных до многоэтажек, с яхт-клубом, торгово-развлекательными и спортивными комплексами, детскими садами, школа-ми, больницами и т.д. Мне показали макет микрорайона и сказали, что че-рез 4 года всё будет готово. Так вот, утром 30 апреля 2013 г. мы на машине поехали в город Яньтай, до него от Вэйхая – 90 км. Доехали мы за один час, т.к. дорога шикарная, по 4 полосы в каждую сторону, и они раз-делены посадками из деревьев (туи), безсветофорная. По пути мы проехали два маленьких городка и несколько селений по эстакадам, все пересечения – в нескольких уровнях, поэтому и быстро. Мы сразу же по приезду в город заехали на тот пустырь, где я был 4 года назад. Картина порази-тельная: всё построено, благоустроено, озеленено и заселено; как было на макете, так и создано в действительности. Я свои впечатления выразил фразой: «В Москве снесли гостиницу «Россия» 5 лет назад и до сих пор ничего не построили, а у моего дома уже десять лет прокладывают новую канализацию и не могут закончить». «Обидно, Зин».
        В Яньтае мы пробыли два дня и 2 мая вернулись в Вэйхай. Мои впе-чатления от посещения этих двух городов:
    города (Яньтай) стали лучше и красивее, всё делается добротно и надёжно, любая стройка одновременно озеленяется;
    Вэйхай на 80% получает электроэнергию от ветряков и солнечных батарей: всё оборудование станций произведено в Китае; ветряки стоят рядами на всех окружающих город сопках; ни одно промышленное здание и жилой дом не получит разрешение на строительство, если не будет предусмотрена установка на крыше солнечных батарей; дорого, но в Китае развернуто движение за экологию, и поэтому я во всём городе видел только одну дымящуюся трубу: эта электростанция на угле доживает последние месяцы, т.к. вокруг на сопках уже монтируются ветряные, а из неё планируют сделать музей;
    вся земля между районами городов засеяна пшеницей, соей, кукурузой и другими сельхозкультурами, при этом четко соблюдаются принципы севооборота;
    на случай проливных дождей от всех рек к полям прорыты каналы, а на их оконечности оборудованы водохранилища для искусственного орошения земель, я ниже приведу ярчайший пример этого;
    везде развёрнуто производство строительных материалов (кирпича, различной плитки, каменных бордюрных и других блоков и т.д. и т.п.), в целом масштаб строительных работ просто поражает;
    и последнее, в городах очень много мотоциклистов и их практически не слышно, там нет «моды» носиться по улицам с ревущими моторами без глушителей, как это делается у нас, т.к. за это предусмотрены суровые штрафы (от 100 юаней, это приблизительно 1200 рублей).
       Что меня больше всего удивляло, так это ощущения полного порядка во всём. Несмотря на то, что в Китае соседствуют разные формы собственности, антагонизма между ними мы нигде не наблюдали. Причина этого всеобщего порядка в том, что, если человек в Китае совершил преступление и был задержан, он 100% получит заслуженное наказание. Никакие деньги не способны в Китае спасти от ответственности, и это является од-ним из факторов существующего порядка. Я отмечал, что мы ни разу ни-где не видели китайскую полицию, её не видно, но она всё видит, так как все улицы, площади и внутриквартальные территории оборудованы видеонаблюдением.
       Выше было отмечено, что приведу пример того, как в Китае борются с наводнениями, и он очень показательный. Есть такая река Сунгари, она, в основном, протекает через китайскую провинцию Хейлунцзян и впадает в р. Амур. Так вот, она периодически, во время весенних паводков и после обильных дождей, выходила из берегов и затапливала прибрежные территории, в том числе и столицу провинции г.Харбин. В 1998 году Сунгари так разбушевалась, что Харбин был полностью затоплен, уровень реки превышал критическую отметку на 7 метров. После всего этого, прави-тельство провинции: изучив обстановку; сделав серьёзные выводы; разработали план борьбы с наводнениями и утвердили его в Правительстве и в Госсовете КНР. По этому плану они:
- создали специализированные дноуглубительные отряды (ДУО), более 10-ти;
- обеспечили их техникой и специалистами;
- и, по мере готовности начали рыть каналы от р. Сунгари вглубь засушливой степи, до 10 км и в конце с большими водоёмами, в которых по-том начали разводить рыбу.
        С началом паводка и подходом большой воды открывались затворы, и вода по каналам наполняла водоёмы, и так по всему течению реки.
В результате:
- с 1998 года наводнений по течению р. Сунгари в Китае нет, а наш Амур каждый год всё топит, в этом (20 апреля 2021г.) году уже лёд вы-полз на набережные г. Хабаровска, и это при том, что Сунгари дополнительно Амур не наполняет;
- в обводнённых районах засушливой степи начали выращивать раз-личные с/х культуры, в т.ч. и рис;
- со дна каналов и водоёмов ежегодно черпают сапропель (органоминеральное удобрение) т.е. ил и удобряют землю, а сколько его в наших реках;
- в провинции появились новые промышленные и сельскохозяйственные предприятия и десятки тысяч высокооплачиваемых рабочих мест;
- провинция полностью стала себя обеспечивать сельхозпродуктами и поставлять их в другие регионы Китая;
- провинция, по уровню ВВП, вошла в первую десятку;
- бедность (черта бедности в КНР – 6 тыс. юаней, т.е. 62 тыс. рублей в месяц) в провинции искоренена в 2020 году.
       Вот такой сингулярный эффект от системного планового решения проблемы предотвращения наводнений. Изучать опыт провинции каждый год приезжают делегации из России; изучают, отдыхают, уезжают домой и всё забывают, т.к. плана-то нет!
Я всё это видел собственными глазами в сентябре 2015 года, когда в составе военной делегации ветеранов был в г. Харбине, на праздновании 70-летия Победы над Японией. То, что вся пустынная степь – зелёная, с борта самолёта хорошо видно, в том числе каналы и круглые водоёмы, но сам Харбин из захудалого провинциального города, превратившийся в современный 7-ми миллионный город, больше всего меня поразил. Мы не развиваемся, а Китай планово двигается вперёд! Мы были в Харбине 5 дней, нам много чего показали и просто зависть берёт. Вот такой показа-тельный пример. Что нам-то мешает так же бороться с наводнениями?
       Конечно, в Китае есть очень много ещё недостатков, но это не главное, а то, что выработанная за многие годы политика китайского руководства позволяет всем китайцам мирно, безопасно и позитивно развиваться. Многолетняя, систематическая и контролируемая государством система образования и воспитания подрастающего поколения породила новый тип китайцев - законопослушных, трудолюбивых, любящих своё отечество и стремящихся к лучшей жизни. Ярчайший пример, борьба КНР с пандемией коронавируса, в почти 1,5 миллиардном Китае уже больше года никто не умирает от этой напасти, а заболеваемость мизерная, и тут же купируется. Все дружно ушли на карантин, вакцинируются, надели маски, за рубеж не ездят и т.д. и т.п. В отличие от разлагающего Запада с его инклюзивным капитализмом, протестов среди населения против таких мер нет. Так за кем будущее Земли? Все прогнозы о скорой гибели Китая, американских специалистов, наших либеральных политиков и европейских толерантов (гомосексуалов, лесбиянок, педофилов, наркоманов) совершенно беспочвенны. Китай на подъёме, и что важно, они знают, чего хотят и как этого достичь. Чтобы в это поверить, нужно пожить в Китае недели две-три. При этом, нужно понимать, что главной целью развития Китая является – улучшение жизни китайцев каждый день. Очень хорошая цель, нам бы такую.
       Просто удивительно, имеются очевидные успехи развития Китая, а их опыт совершенно нами не используется. Недавно по ТВ прошёл сюжет о китайском кинематографе, состряпанный на кухне «Euronews», где говорится, что в Китае только 10% демонстрируемых фильмов собственного производства. С полной ответственностью заявляю, - это ложь! В последние годы европейское TВ и средства масс-медиа постоянно критикуют Ки-тай с предъявлением абсурдных обвинений, а причина одна - Европа ничего не может противопоставить, при своём уровне потребления, дешёвым, но качественным товарам, поставляемых китайцами. Поэтому беснуются. Я много смотрел TВ во всех городах где был, так как в Китае организованно информирование населения через TВ, можно только позавидовать.
       Во-первых, каждая семья может через индивидуальную (тарелку) антенну или коллективную смотреть до 50 TВ программ.
       Во-вторых, из этого числа более 20 каналов - китайские, остальные - все программы ведущих телекомпаний мира.
       В-третьих, на китайских отдельных каналах каждый может увидеть:
- исторические фильмы китайского производства;
- современные фильмы китайского производства;
- несколько новостных программ (общенациональная, региональная и местная);
- общенациональную программу по всему спектру государственного строительства (промышленность, сельское хозяйство, авиастроение, судо-строение и т.д.);
- общенациональную программу о своей армии и флоте;
- общенациональную спортивную программу;
- общенациональную культурную программу и много ещё чего.
       Необходимо заметить, что культ насилия преступности, порнографии и т.д. на китайском TВ совершенно не допустим.
       В ходе нашего общения с китайцами на различном уровне мы постоянно отмечали позитивную руководящую роль коммунистической партии Китая, которую никто и никак не критиковал, и не из-за боязни, а потому - что она всеми признана. Это заметно как на муниципальном уровне, так и на всех других вышестоящих, а также в бизнес среде. Все в Китае подчинены одной многовековой цели - создать китайский золотой век на основе интеллектуального национализма, и другого для себя не мыслят. Я с уверенностью утверждаю, что Китай един и монолитен, а его народ воодушевлён и вооружён позитивной идеей. Если кто-то думает, что Китай схлопнется (американский учёный - прогнозист Джордж Фридман), который пишет, что он не разделяет точку зрения о том, что Китай станет одной из мировых держав и утверждает: «Я даже не верю, что он сохранится как объединённая держава», то он жестоко ошибается.
       Китайцы знают свою многовековую историю, любят её, пропагандируют свои ценности, сохраняют их и это им помогает развиваться сейчас и, без сомнения, в будущем. Мои посещения Китая в течении 27 лет позволяют сделать следующий вывод: Россия за эти года в своём развитии (по ВВП) до сих пор не достигла уровня 1990 года, а Китай ушёл от нас далеко вперёд, и нам его не догнать! Страна, которая по меткой формулировке В.Бондаренко напоминает «комсомольскую стройку», демонстрирует всему миру устойчивое развитие и не собирается останавливаться. И в заключении, как пожелание, если мы возьмём что-то хорошее из китайской модели развития и попробуем, внедрив у себя, хотя бы приблизиться к Китаю, то это будет очень правильно, а по сути, совершенно необходимо.
       Тем более что в ходе двух последних встреч руководителей России и Китая (В.Путина и Си Цзинь Пина) было снято много мешающих взаимному сотрудничеству препятствий, и сейчас самое благоприятное время для осуществления различных совместных проектов, в том числе и сель-скохозяйственных. Одним из инструментов такого сотрудничества является движение по установлению побратимских отношений между городами России и Китая, интерес к этому есть у всех субъектов РФ. Если учитывать сформировавшееся утверждение о том, что «Русские православные китайцы – будущее человечества», то кто бы был против.
       У них есть чему поучиться, тем более, что у Китая очень трагическая история вплоть до середины XX века, и они за последние 60 лет вывели отсталую страну в число передовых в мире. Это ли не пример?
       Во время перелёта из Москвы в Шанхай и обратно очень заметно, что из числа пассажиров - 2/3 китайцы, а остальные русские и другие из Европы. Наших почему-то меньшинство. Это тоже о чём-то говорит, и скорее всего о том, что кто-то не очень хочет с Китаем дружить. А жаль! У нас с ними очень много общего и это должно объединять.

                                        Ю.Михайлов

Назад

"Союз моряков-подводников" на YouTube

"Союз моряков-подводников" на YouTube

25.10.2015 - Союз моряков-подводников начал освещать свою деятельность на сайте smproo.ru

c 27 ноября 2017 года действует канал "Союза моряков-подводников" на YouTube

Поздравляем с юбилеем Абрамова М.Б.

Поздравляем с юбилеем Абрамова М.Б.

01.07.2021 года исполнилось 90 лет контр-адмиралу Абрамову М.Б. Поздравляем с этим знаменательным юбилеем.

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Швеца Н.Н.

Поздравляем с юбилеем Швеца Н.Н.

17 мая 2021 года исполнилось 65 лет Швецу Н.Н. Примите наши тёплые поздравления и пожелания!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Евдокименко А.М.

Поздравляем с юбилеем Евдокименко А.М.

31 марта 2021 года исполнилось 90 лет контр-адмиралу Евдокименко Александру Марковичу. Примите наши поздравления с юбилеем!

Подробнее...

Поздравляем вице-адмирала Михайлова Ю.Г.

Поздравляем вице-адмирала Михайлова Ю.Г.

03 марта 2021 года исполнилось 75 лет вице-адмиралу Михайлову Ю.Г. Поздравляем Вас с этим значительным юбилеем!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Ляшенко В.А.

Поздравляем с юбилеем Ляшенко В.А.

01 марта 2021 года исполнилось 75 лет контр-адмиралу Ляшенко Валентину Андреевичу. Искренне поздравляем Вас!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Травкина Ю.А.

Поздравляем с юбилеем Травкина Ю.А.

14.02.2021 года исполнилось 85 лет капитану 1 ранга Травкину Ю.А. От души поздравляем Вас с юбилеем!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Шевченко А.И.

Поздравляем с юбилеем Шевченко А.И.

12.02.2021 года исполнилось 80 лет вице-адмиралу Шевченко А.И. Примите наши тёплые поздравления и пожелания!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Евдокимова А.Г.

Поздравляем с юбилеем Евдокимова А.Г.

12.02.2021 года исполнилось 75 лет капитану 1 ранга Евдокимову А.Г. Примите наши наилучшие пожелания!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Петрова Ю.Е.

Поздравляем с юбилеем Петрова Ю.Е.

16 января 2021 года исполнилось 80 лет контр-адмиралу Петрову Юрию Елизаровичу. Примите наши поздравления с юбилеем!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Созанского Е.П.

Поздравляем с юбилеем Созанского Е.П.

26.12.2020 исполнилось 80 лет капитану 1 ранга Созанскому Е.П. От души поздравляем Вас.

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Тихонова Ю.Н.

Поздравляем с юбилеем Тихонова Ю.Н.

26 декабря 2020 года исполнилось 80 лет капитану 1 ранга Тихонову Юрию Николаевичу. Поздравляем со значительным юбилеем!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Никишина А.В.

Поздравляем с юбилеем Никишина А.В.

15.10.1955 года исполнилось 65 лет Никишину Александру Викторовичу, искренне поздравляем Вас с юбилеем!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Артюшина А.А.

Поздравляем с юбилеем Артюшина А.А.

8 сентября 2020 года исполнилось 60 лет Артюшину А.А. Примите поздравления со знаменательным юбилеем.

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Шараевского Г.Ю.

Поздравляем с юбилеем Шараевского Г.Ю.

01.09.2020 исполнилось 75 лет генерал-майору Шараевскому Г.Ю. Примите наши наилучшие пожелания.

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Ерофеева О.А.

Поздравляем с юбилеем Ерофеева О.А.

10 июля 2020 исполнилось 80 лет адмиралу Ерофееву О.А. Сердечно поздравляем Вас с юбилеем!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Дементьева Л.Н.

Поздравляем с юбилеем Дементьева Л.Н.

6 июня 2020 года исполнилось 85 лет капитану 1 ранга Дементьеву Л.Н. Искренне поздравляем Вас!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Кайсина Ю.А.

Поздравляем с юбилеем Кайсина Ю.А.

10 мая 2020 года исполнилось 80 лет вице-адмиралу Кайсину Ю.А. От души поздравляем Вас!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Рогачева Е.А.

Поздравляем с юбилеем Рогачева Е.А.

7 мая 2020 года исполняется 65 лет Рогачеву Е.А. Сердечно поздравляем Вас!

Подробнее...

Поздравляем с юбилеем Глыб Н.В.

Поздравляем с юбилеем Глыб Н.В.

15 марта 2020 года исполнилось 75 лет контр-адмиралу Глыб Н.В. Примите наши самые тёплые поздравления и пожелания!

Подробнее...


Портал основан в 2009 году

Разработка - TANAIS Gr

Cемь футов под килем.